Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков,
ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную.
Человеколюбец, слава Тебе!
Тропарь праздника
Дорогой, читатель!
Сегодня очень значимый день церковного календаря – День Сошествия Святого Духа на апостолов, именуемый также Днем Святой Троицы. В этот день христианская церковь отмечает свой День Рождения, вспоминая как почти две тысячи лет назад в день еврейского праздника Шавуот (спустя 10 дней после Вознесения) первая община верных последователей Спасителя исполнилась благодати Святого Духа и начала распространение нового вероучения и радостной вести о Сыне Божием, победившем смерть.
Вот как апостол Лука описывает это событие в книге Деяний Святых Апостолов: «Наступил день Пятидесятницы, и все они [ученики Христовы] были вместе. Вдруг с небес послышался звук, напоминающий шум ураганного ветра, который заполнил весь дом, где они сидели. Ученики увидели нечто похожее на огненные языки, которые разделились и остановились по одному на каждом из них. Все они исполнились Святым Духом и начали говорить на разных языках: эту способность давал им Дух» (Деян. 2:1-4).
Ученики неспроста собрались все вместе в Сионской горнице (там же где состоялась Тайная вечеря, последняя совместная трапеза будущих апостолов и Спасителя, и там же где они прятались от властей, когда Христа распяли). Перед тем как вознестись на небо Иисус утешал расстроенных последователей: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). И хотя евангелист говорит, что ученики возвращались в Иерусалим «с большой радостью» (Лк. 24:52), посмею предположить, что эти слова были единственным утешением после тягостной разлуки с Учителем. Не думаю, что бывшие рыбаки, сборщик податей, врач и ремесленники до конца понимали, что их ждет впереди, и как будут сбываться слова Иисуса: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16).
После того как на учеников сошел Святой Дух, они обнаружили в себе Его первый дар: способность говорить и понимать на разных языках. Слово Божие теперь обращено не только к жителям Израиля, но и к тем, кого вскоре примкнувший к апостолам Павел называет «Новым Израилем», говоря: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, <…> но тот Иудей, кто внутренно таков» (Рим. 2: 28-29).
Один из учеников, ставших учителями, Петр выходит на балкон и обращается к толпе, наводнившей улицы Иерусалима в праздничный день. Его проповедь очень краткая и длится не дольше десяти минут. Но в тот же день к церкви Христовой присоединяется три (!) тысячи человек. И не формально: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:44-47).
Но не только владением языками и невероятной по убедительности проповедью наделяются вчерашние рыбаки: теперь они становятся отважными и бесстрашными свидетелями Слова Божьего ставшего плотью. Из тринадцати апостолов (включая Павла) – пятеро были распяты, четверо усечены мечом, двое насмерть забиты камнями, один сожжен на костре. И только Иоанн умер от старости, был не раз мучим светской властью, но будучи невредим, сослан на остров Патмос, где и стал свидетелем особого Откровения Божия, которое он записал в книгу, известную нам как Апокалипсис.
Еще недавно, после распятия, ученики сидели в Сионской горнице, запершись изнутри и вздрагивая от каждого шороха. Теперь каждый из них бесстрашно преодолевает километры суши и морской глади, лишь бы сообщить новую жизнь всему миру. Проповедь Того, Кто выше жизни и смерти, преждевременно оборвала жизнь проповедников Евангелия. Но если изначально их было не больше дюжины, то в 2015 году, по данным Pew Research Center на нашей планете проживает почти 2,5 миллиарда христиан (примерно каждый третий житель Земли). За всю историю более 70 миллионов христиан стали мучениками, причём 45 миллионов из них погибли в 20 веке. В 21 веке ежегодно число убитых за веру во Христа увеличивается на 100 тыс. человек.
Раннехристианскому писателю Тертуллиану приписывают слова: «Верую, ибо абсурдно». Потому что невозможно представить, что люди, не облеченные радостью обретения Истины смогли бы снова и снова проходить крестный путь вместе со Христом, зная что он закончится Голгофой. Или как говорил сам Тертуллиан: «Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно».
Сколько бы человечество не стремилось создать рай на земле или Вавилонскую башню высотой от земли до неба, все труды были напрасны. Каждая попытка сделать землю небом приводила к катастрофе, которая словно откатывала историю на несколько десятков, а то и столетий назад. Христос говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19-20). Спаситель не только призывает нас к духовному обогащению, в ущерб телесному, но и предельно точно обозначает – духовная реальность живет по своим законам и вряд ли способна выжить в привычной нам окружающей среде.
Сын Божий был оклеветан и распят, а затем и каждый из Его апостолов, прежде всего, потому что наш ограниченный земной мир не смог вместить их в себя, сдувшись перед лицом Истины как лопнувший воздушный шарик. Человек, вставший на путь правды, добровольно предает себя в руки Божьи и обрекает себя на смерть для внешнего мира. Рыбаки Андрей и Симон, увидев впервые в жизни Богочеловека, тотчас оставили рыбацкие сети и последовали за Ним, больше не имея ни дома, ни родины. Так и каждый из нас, если жаждет Царства Божия, никогда не обернется назад, повторяя за Петром: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:68-69).
Автор текста: отв. по миссии и катехизации храма Алексей Коротунов