Что такое Таинства Церкви?
Самые главные священнодействия Церкви называются таинствами. Принято говорить о семи основных таинствах: Крещение, Миропомазание, Евхаристия (Причащение), Исповедь, Брак (Венчание), Священство, Елеосвящение (Соборование).
Таинство Церкви – это такое действие, при котором происходит таинственная встреча человеческого существа с Богом, как с живой Личностью, обращенной к нам. Таинство – действие в душе Божественной благодати. Но такая встреча и такое действие возможны лишь при наличии веры и желания самого человека.
Таинства Крещения и Миропомазания – это рождение человека в Церковь, для жизни во Христе.
В Евангелии можно прочесть следующие слова Спасителя: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 5). Рождение от воды, о котором говорит Господь, – это и есть таинство Крещения. А в таинстве Миропомазания, совершаемом сразу после Крещения, новорожденный христианин получает дар Святого Духа, который затем нужно раскрыть в себе в течение всей последующей жизни.
Как и физическое рождение, Крещение и Миропомазание совершаются только один раз в жизни. В древности к этому готовились в течение длительного времени – от года до четырех лет. Сегодня перед Крещением тоже необходима подготовка. Обычно это несколько занятий, которые называются огласительными беседами. Согласно распоряжению Патриарха Кирилла, в каждом храме должны проводиться как минимум две таких беседы: для взрослых, желающих креститься, или для родителей и крестных, желающих крестить своего ребенка.
В нашем храме в обязательном порядке проводятся две огласительные беседы. Третья беседа, посвящённая Таинствам Православной Церкви, проводится каждую последнюю субботу месяца, участие в ней крайне желательно для всех и является обязательным для взрослых людей, готовящихся к Крещению, и для тех, кто собирается крестить детей в каком-либо ином храме. Беседы проходят по субботам, первая и вторая с 12:00 до 14:00, третья беседа (только в последнюю субботу месяца) с 14:00 до 16:00. Ведущие бесед: Алексей Коротунов (ответственный по миссии и катехизации на приходе; +7-919-993-34-13 (можно писать в WhatsApp)), протодиакон Александр Харитон (+7-909-654-78-38).
Само таинство Крещения совершается в нашем храме в любой день по договоренности со священником, непременно после прохождения огласительных бесед при нашем или любом другом храме Русской Православной Церкви.
Для ребенка на Крещение нужно взять с собой:
- Свидетельство о рождении
- Нательный крестик
- Крестильную рубашку
- Большое полотенце
Для взрослого человека на Крещение нужно взять с собой:
- Паспорт
- Нательный крестик
- Крестильную рубашку
- Большое полотенце
- Плавки или купальник
- Тапочки на ноги
В нашем приходе крещения совершаются в Покровском крестильном храме. Этот храм расположен на первом этаже дома причта. В крестильном храме есть баптистерий - большая купель, в которой взрослый человек может быть крещен с полным погружением.
Таинство покаяния или исповедь – это примирение с Богом через чистосердечное раскаяние и признание в своих грехах в присутствии свидетеля покаяния – священника.
По учению Церкви, грех – это прежде всего «генетическая» болезнь духа, передающаяся каждому человеку с момента грехопадения Адама и Евы, отделившего нас от общения с нашим Творцом (см. Книга Бытия, глава 3). Болезнь проявляется в каждом из нас в форме дурных поступков, слов и мыслей. Христос взял на Себя грехи всего человечества и каждого из нас лично, и пригвоздил их ко Кресту (Послание к Колоссянам, гл.2, ст.14). Прощение Божие дано каждому человеку раз и навсегда, но для того, чтобы оно реально изменило нашу жизнь, необходимо наше личное покаяние.
Исповедь является кульминацией личного покаяния: человек осознает свой грех, исповедает его и объявляет о своем желании больше к нему не возвращаться. В ответ на это Господь дает благодатные силы бороться с грехом, а сам совершенный проступок «стирает» из «книги жизни», исцеляя душу человека от всех его последствий. Священник же молится вместе с кающимся и читает разрешительную молитву, в которой объявляется о прощении греха; он может также дать исповеднику совет, как успешнее бороться с этим грехом или страстью. Священнику можно задать любые вопросы о том, как и в чем исповедоваться, является ли то или иное действие или жизненная ситуация грехом и почему.
Существуют специальные пособия для подготовки к исповеди, например, труд архим. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди». Однако незаменимым здесь является само Священное Писание – Библия. Следует проверить себя по 10 основным заповедям Ветхого Завета (Книга Исход, 20 глава) – это необходимая база; кроме того можно поразмышлять над «Нагорной проповедью» Спасителя (Евангелие от Матфея, главы 5-7).
В Русской Православной Церкви, согласно наиболее распространенной практике, таинство исповеди обязательно предшествует причастию и в таком случае служит подготовкой к нему. В нашем храме таинство исповеди совершается во время каждого богослужения, кроме вечерни по средам и пятницам. Наиболее удобное время для подробной и неспешной исповеди – воскресное всенощное бдение, которое совершается по субботам с 17 до 20.00. Если Вы пришли на исповедь впервые в жизни, попросите дежурного по храму или прихожан подсказать Вам, где именно она проходит. Хорошо предупредить и самого священника, что Вы исповедуетесь в первый раз – тогда он сможет уделить Вам больше времени и ответить на все вопросы.
Евхаристия (греч. «благодарение») или Литургия (греч. «общее дело») – главное богослужение; источник всех других таинств; центр, средоточие, сердце всей молитвенной и богослужебной жизни Церкви и всей христианской жизни вообще.
Каждая Литургия является нашим реальным участием в той единственной Тайной Вечере (церковно-славянское слово «вечеря» означает «ужин»), которую совершил Христос с учениками перед Своими страданиями. Это важнейшее событие описано тремя евангелистами – Матфеем, Марком и Лукой: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Евангелие от Марка, гл.14, ст.22), «которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лука, гл.22, ст.19)… «и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матфей, гл.26, ст.27-28).
Господь Иисус Христос назвал Себя «Хлебом жизни» (Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.48). В Евхаристии Он становится нашей телесной Пищей, соединяясь с верующими так тесно, глубоко и реально, как только возможно. Нельзя быть христианином – и не причащаться. Люди, называющие себя православными, но не причащающиеся или делающие это крайне редко, добровольно лишают себя общения со Христом, и об этом Он Сам сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни <…> Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (там же, стихи 53-57).
Причащаться можно каждый раз, когда совершается Литургия. В нашем храме она служится каждый день: по будням с 9 до 11.00, по субботам и воскресеньям с 9.30 до 11.30. Подготовка к Причастию (молитва, пост) варьируется исходя из условий жизни, состояния здоровья, степени воцерковленности человека. Общие принципы намечает принятый недавно Русской Православной Церковью документ «Об участии верных в евхаристии». В особых случаях возможно причащение вне храма. Все индивидуальные вопросы, связанные с подготовкой, хорошо обсудить со священником, у которого Вы исповедуетесь.
Таинство Брака можно назвать самым древним по своему происхождению. Оно было установлено Богом еще в раю. Согласно Библии, Господь благословил сотворенных Им мужчину и женщину со словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Книга Бытия, глава 1, стих 28). Первое чудо Господа Иисуса Христа произошло на свадьбе, куда Он был приглашен (Евангелие от Иоанна, гл.2, ст.1-11 – именно этот евангельский отрывок читается на Венчании).
Христианский (церковный) брак – не только соединение двух любящих людей или создание новой «ячейки общества». Это вечный союз, заключаемый перед Богом и ради Него; путь к спасению для супругов. Христианская семья – «малая Церковь», в центре которой Христос. Именно Он является самыми прочными узами, скрепляющими мужа и жену.
Венчание – это молитва Церкви о созданной семье, ее благосостоянии, о детях, которые родятся в этом браке и о том, чтобы на нем пребывало Божие благословение.
Как показывает опыт, без Бога наши человеческие чувства могут быстро остывать. Лишь благодать Божия может постоянно обновлять любовь супругов, делая их взаимоотношения по-настоящему прочными. Лишь она приносит в жизнь семьи радость и мир от Бога, придавая существованию семьи новый и вечный смысл, который не уничтожается даже смертью. Таинство Венчания является благодатным семенем, освящающим семейную жизнь – семенем, которое следует затем взращивать до конца жизни.
Однако существуют и ограничения для вступления в Церковный Брак. Вот некоторые из них:
- Не допускается более трёх брачных союзов. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.
- Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.
- Нельзя венчаться некрещеным.
- Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Это отражено в чинопоследовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.
Подробнее о препятствиях к Венчанию вы можете узнать здесь.
В нашем храме таинство Венчания совершается в любое время (кроме многодневных постов, вторника, четверга, субботы и кануна двунадесятых праздников, когда, по церковной традиции, Венчание не положено) по договоренности со священником. Перед Венчанием необходима беседа о смысле Таинства, которую проводит сам священник.
Соборование или Елеосвящение – это таинство исцеления души и тела силой благодати Божией.
В одном из текстов Нового Завета говорится: «Болен ли кто из вас – пусть призовет пресвитеров [священников] Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне; и если он соделал грехи, простятся ему» (Послание Иакова, глава 5, стих 14). Елей, специальное благовонное масло, является «веществом таинства», но само таинство Соборования оказывается действенным лишь при условии веры, молитвы и покаянного настроя его участников. Поскольку физические и психические болезни часто бывают связаны с нашими грехами, страстями (укоренившимися греховными навыками) и полученными в жизни душевными травмами, то и исцеление от них в таинстве Соборования тесно связано с покаянием. Вот почему до или после Соборования рекомендуется также исповедоваться и причаститься.
Существует заблуждение, согласно которому Соборование – предвестник смерти, т.к. оно часто совершается над умирающими. На деле все молитвы этого таинства содержат прошения к Богу именно об исцелении. В случае же очевидной близкой кончины Соборование является напутствием человека в Вечность; тем не менее, бывали случаи, когда Соборование буквально «поднимало на ноги» людей, на чье выздоровление уже никто не надеялся.
По церковному уставу положено совершать Соборование над одним болящим с участием нескольких священнослужителей. Однако современная церковная практика, учитывая крайнюю занятость духовенства, а также тот факт, что сегодня почти нет абсолютно здоровых людей, допускает совершение этого таинства сразу над многими людьми. Таким образом, в Русской Православной Церкви Соборование регулярно совершается в период Великого Поста – информацию об этом можно почерпнуть в любом храме из расписания богослужений. Соборование может также совершаться по индивидуальной договоренности со священником, в случае тяжкой или продолжительной болезни.
В нашем храме попросить о Соборовании можно любого священнослужителя.
Отпевание — совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым верующие провожают в вечную жизнь преставившихся членов Церкви. Через отпевание мы возносим молитву к Богу о упокоении усопших.
По вопросам отпевания в нашем храме звоните дежурному: + 7 (916) 251-75-90.