О храме
Храм Всемилостивого Спаса – Патриаршее Подворье в Митино расположен по адресу Пятницкое шоссе 5. Строительство храма было осуществлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в рамках программы возведения в Москве двухсот новых храмов. С сентября 2011 г. на месте строительства храма стали регулярно совершаться молебны. С первых же дней быстро стала формироваться община. Люди собирались на молитву под открытом небом при любой погоде.
В 2012 г. к празднику Рождества Христова по благословению Святейшего Патриарха Кирилла рядом со строительной площадкой был возведен малый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первое богослужение в нем было совершено на Рождество 2012 г. С этого дня богослужения стали совершаться регулярно несколько раз в неделю. Последнее богослужение во временном храме было совершено на престольный праздник Покрова Божией Матери 14 октября 2013 г. В августе 2014 года временный храм был перенесен на ул. Фабрициуса, вл. 33-35, где также строится новый храм.
6 марта 2012 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня на месте строительства будущего храма. В августе 2013 г., к престольному празднику, храм Всемилостивого Спаса был полностью возведен. 14 августа 2013 г. Архиепископ Марк Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха, совершил первую Божественную литургию в день престольного праздника храма. С этого момента в новопостроенном храме совершаются ежедневные богослужения. При храме функционирует воскресная школа для детей и для взрослых, хоровая студия «Ключ», осуществляются социальное, молодежное и катехизаторское служения, проводятся различные лекции, встречи, беседы и др. мероприятия.
В июне 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в храме сооружен приставной Престол в честь Воскрешения праведного Лазаря, на котором совершаются ранние Литургии.
К началу 2016 года храм и дом причта и земельный участок полностью оформлены и переданы в собственность Патриаршего Подворья
Также к началу 2016 года изготовлен каменный, резной иконостас начаты работы по росписи храма, продолжаются работы по благоустройству и благоукрашению.
27 марта 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершил Великое освящение храма.
Духовенство
Священник
Григорий ГеронимусРодился в 1982 г. в Москве в семье православного священника. Его покойный отец протоиерей Александр Геронимус последние годы своей жизни являлся настоятелем Димитриевской церкви села Дуброво в Московской Епархии и совмещал пастырское служение с активной научной, богословской и преподавательской деятельностью.
В 1998 г. будущий иерей Григорий окончил среднюю школу, а в 2000 г. поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет на богословско-пастырский факультет. Обучаясь в ПСТГУ, он специализировался в области истории философии.
25 сентября 2005 года о. Григорий был рукоположен Высокопреосвященным архиепископом Истринским Арсением в сан диакона. По рукоположении он был назначен штатным диаконом храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне г. Москвы.
С 2007 года он был командирован в Покровский женский монастырь г.Москвы.
25 декабря 2011 г. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл рукоположил о. Григория в сан пресвитера.
В 2011 г. был назначен настоятелем строящегося храма Всемилостивого Спаса в Митино с сохранением послушания в Покровском монастыре.
17 августа 2012 г. был освобожден от несения послушания в Покровском монастыре и посвятил все силы строящемуся храму.
Распоряжением архиепископа Егорьевского Марка в 2012 году назначен членом Совета викариатства.
С 15 сентября 2014 г. по 2020 г. Являлся духовным попечителем АНО «Средняя общеобразовательная школа «Спас» г. Москвы».
С 29 апреля 2015 г. назначен ответственным за катехизаторское и миссионерское служение в СЗ викариатстве.
С декабря 2016 г. - член Комиссии по миссионерству и катехизации при епархиальном совете г.Москвы.
С 2019 г. по 2021 г. являлся ответственным в Северо-Западном московском викариатстве за работу с ВУЗами и научным сообществом
С 2020 г. назначен ответственным за строительство храма по адресу ул. Шеногина вл.4
О. Григорий женат и имеет шесть сыновей.
Священник
Андрей ЕременкоСвященник Андрей Еременко, родился в 1977г. в городе Куйбышев.
В 1998 году закончил Агрономический лицей-колледж в г. Каменка, в этом же году он поступает в Бендерское духовное училище. С 2000 г. учится в Киевской Духовной Семинарии. С 2003 г. учится в Киевской Духовной академии и по окончании получает степень кандидата богословия.
В 2000 г. о. Андрей был рукоположен в сан диакона, а затем и в сан иерея Епископом Тираспольским и Дубоссарским Юстинианом.
С 2000 г. был назначен настоятелем храма вмч Димитрия Солунского с.Окница, где прослужил год и в 2001г. был назначен настоятелем храма Святой Троицы с. Рашков, где прослужил 4 года. В 2005 г. назначен 4-м священником храма прп. Серафима Саровского г. Сосногорска р-ка Коми. В 2008 г. Направлен для временного служения на приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково г. Москвы. В 2013 г. По распоряжению Высокопреосвященнейшего архиепископа Марка направлен в храм Почаевской иконы Божией Матери, входящий в состав храмового комплекса равноап. Константина и Елены в Митино г. Москва.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 23 августа 2018 года зачислен в клир г. Москвы и назначен штатным священником храма Всемилостивого Спаса – Патриаршего подворья в Митино г. Москвы
О. Андрей женат, воспитывает сынаСвященник
Петр ЧорбаРодился в 1987 г. в г. Новые Анены в православной семье.
В 2006 г. будущий иерей Петр окончил школу и в том же году поступил в Костромскую Духовную Семинарию.
С 2012 по 2014 гг. иерей Петр обучался в Московской Духовной Академии, также с 2011 по 2014 гг. нес послушание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
В 2014 г. иерей Петр был командирован Учебным Комитетом Русской Православной Церкви в Хабаровскую епархию в качестве преподавателя Хабаровской Духовной Семинарии, сроком на 3 года.
28 декабря 2014 г. митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием рукоположен в сан диакона и назначен штатным диаконом храма Святителя Иннокентия Епископа Иркутского города Хабаровск.
22 февраля 2015 года митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием рукоположен в сан пресвитера и оставлен на служение в том же храме.
По окончании командировки в Хабаровской епархии в 2017 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом иерей Петр был направлен на служение в храм Всемилостивого Спаса в Митино города Москвы.
Женат, имеет трех сыновей и дочку.
Священник
Олег ПотаповСвященник Олег Потапов родился в 1988г. в Москве.
В 2006 г. окончил СОШ № 1078 г. Москвы.
В 2009 г. завершил обучение в Медицинскм училище №19.
С 2009 по 2013 гг. работал фельдшером-лаборантом.
С 2012 по 2017 гг. нес послушание алтарника в храме Всемилостивого Спаса в Митино.
8 января 2017 года Преосвященнейшим епископом Бронницким Парамоном рукоположен в сан диакона. Хиротония состоялась в храме Всемилостивого Спаса в Митино.
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 августа 2021 года назначен штатным диаконом в храм Всемилостивого Спаса в Митино.
В 2021 г. окончил ПСТГУ.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 11 ноября 2021 года зачислен в клир г. Москвы и назначен штатным священником храма Всемилостивого Спаса – Патриаршего подворья в Митино г. Москвы
14 ноября 2021 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в храме Живоночальной Троицы в Хорошеве состоялась священническая хиротония нашего диакона Олега Потапова.
Женат, воспитывает троих дочерей и сына.
Священник
Андрей Мишин
Священник Андрей Мишин родился в 1969 г. в Москве.В 1986 г. окончил СОШ № 887 г. Москвы.
В 1987 г. окончил обучение в СПТУ № 150 г. Москвы.
С 1987 по 2018 гг. работа в сфере предпринимательства.
С 2014 по 2017 гг. учеба в Коломенской Духовной Семинарии
С 2017 г. нес послушание алтарника в храме Всемилостивого Спаса в Митино
21 ноября 2020 года Преосвященнейшим епископом Наро-Фоминским Парамоном рукоположен в сан диакона. Хиротония состоялась в храме Всемилостивого Спаса в Митино.
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 ноября 2020 года назначен штатным диаконом в храм Всемилостивого Спаса в Митино.
Женат, имеет двух детей.
Дьякон
Евгений Груздев
Родился в 1981 г. в городе Реутов, Московской области.
В 1995 г. Окончил СОШ № 2, г. Реутов.
В 2003 г. Завершил обучение МГУИЭ, факультет АСУТП
В период 2012-2018 гг. проходил обучение в КДС, г. Коломна на богословско-пастырском факультете.
С 2002 г. – 2004 г.: нес послушание алтарника, храм Казанской иконы Божьей Матери в г. Реутов.
С 2004 г. – 2016 г.: нес послушание алтарника, храм Казанской иконы Божьей Матери в с. Поречье, Рузского р-она, Московской области
С 20016 г. – 2022 г.: нес послушание алтарника, храма Всемилостивого Спаса – Патриаршее подворье в Митино, г. Москва
19 июля 2022 г. епископом Наро-Фоминским Парамоном, рукоположен во диаконы. Хиротония состоялась в храме всех Святых на Соколе, г. Москва. С этого же периода, распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллом, является штатным диаконом в храме Всемилостивого Спаса в Митино.
Женат воспитывает трех дочерей и сына.
Святыни
В нашем храме находится множество почитаемых святынь.
Самая значимая из них – частица мощей святого праведного Лазаря. Поклониться ей можно на солее, слева от Царских врат, под иконой чудесного Лазарева воскрешения. Ковчег с частицей мощей был передан в наш храм Святейшим Патриархом КИРИЛЛОМ в день освящения закладного камня на месте строительства будущего храма.
Святой праведный Лазарь был другом Господа Нашего Иисуса Христа во время Его земной жизни. Лазарь приходился братом Марфе и Марии, о которых мы тоже знаем со страниц Святого Евангелия. Незадолго до своего крестного пути Иисус Христос пришел в город Вифания, что в трех километрах от Иерусалима. Он знал, что Лазарь тяжело болен, но оказалось все еще хуже – он мертв. Не сумев сдержать слез, Сын Божий направился к пещере, где был похоронен уже четыре дня как скончавшийся друг. И, несмотря на то, что тело Его друга уже начало тлеть, Христос приказывает: «Лазарь! иди вон!». И тотчас восстал умерший, прямо таким, каким был, в погребальных пеленах и с платком, обвязанным вокруг головы.
Смысл этого чуда Иисус объясняет своим ученикам еще в пути: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали». Но помимо уверения учеников в том, что он Мессия, а также укрепления их веры перед собственной смертью, Господь наш воскрешает Лазаря только потому что тот – его друг, подавая каждому из нас надежду, что и мы, христиане, верные друзья Божии даже смертью не будем разлучены с Его любовью.
Сам Лазарь, согласно преданию, прожил после этого еще около 30 лет и умер, будучи епископом кипрского города Китиона (ныне – Ларнака).
Еще одна святыня нашего храма – особо чтимая икона святого праведного Иоанна Кронштадского. Она расположена на аналое справа от солеи и южных врат, под иконой святого Серафима Саровского. Икону кронштадтского праведника нашему храму подарил Святйший Патриарх КИРИЛЛ на молитвенную память в день Великого освящения храма.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (в миру Сергиев Иван Ильич), живший на рубеже XIX-XX столетий, хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», Иоанн Кронштадтский решил остаться здесь и стал священником. Он посвятил свою жизнь помощи жителям кронштадтских трущоб. Иоанн Кронштадтский был великим проповедником; возрождал литургическую жизнь. На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского; центральное место среди них занимает «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге». По молитвам Иоанна Кронштадтского совершалось множество чудес и исцелений.
Кроме того в нашем храме есть и другие замечательные иконы, в том числе с частичками мощей святых.
Престол
Главный Престол нашего храма освящен во имя Всемилостивого Спаса
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице православная Церковь совершает четырнадцатого августа по новому стилю (первого августа по старому стилю).
Этот праздник был установлен более 850 лет назад в связи со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами.
Исторические обстоятельства были таковы. В 1164 г. великий князь Андрей отправился в поход против волжских булгар, живших вдоль средней Волги и Камы. Князь Андрей был человеком глубокой веры. В ратном деле он всегда полагался не только и не столько на силу своей дружины, сколько на помощь Божью в правом деле. И в этом походе князь Андрей перед битвой сердечно молился со всем своим войском, испрашивая помощи у Господа и заступления Пресвятой Богородицы. Победа над противником была одержана безусловная, и после неё был отслужен благодарственный молебен. Во время молебна произошло чудо — от иконы Божией Матери стали исходить лучи яркого света, осветившие войско. В память о победе и о происшедшем чуде митрополитом Киевским Константином по ходатайству епископа Ростовского Нестора (+1168) было решено совершать ежегодно первого августа празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Извещение об установлении праздника было послано в Константинополь и здесь выяснилось, что в тот же день - первого августа 1164 г. - византийский император Мануил Комнин (1143-1180) одержал победу над сарацинами и, совершая после битвы благодарственный молебен, видел такое же знамение — лучи света, исходившие от иконы Спасителя. Поэтому праздник стал совершаться не только в Русской, но и в Константинопольской Церкви.
Смысл празднования в честь Всемилостивого Спаса не просто в воспоминании о давней военной победе и произошедшем чуде. Для православных христиан это в первую очередь исповедание веры в бесконечное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей любви всецело обращен к человеку и хранит его в Своей руке, оказывая Своему творению всяческую милость.
Приставной Престол освящён в честь воскрешения праведного Лазаря
Празднование совершается в Лазареву субботу, то есть в субботу шестой недели Великого поста. (Праздник является подвижным, другими словами его календарная дата зависит от даты Пасхи). В этот день мы совершаем память одного из самых важных и значимых чудес, совершенных Господом Иисусом Христом – воскрешения праведного Лазаря через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-45).
Лазарь – один из самых значимых героев Евангелия, притом, что в Новом Завете мы не найдем ни одного слова, произнесенного им, но о нём говорят его сёстры (Марфа и Мария), говорит Сам Христос и с ним связано поразительное чудо, в котором в полной мере проявились Богочеловеческая любовь и сострадание Господа Иисуса.
Лазарь жил со своими сёстрами в Вифании, небольшом селении, примерно в трех километрах от Иерусалима. Христос часто бывал в доме Лазаря со своими учениками. Из Евангелия мы узнаем, что все члены этой семьи были верными учениками Господа Иисуса, про которых Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иисус любил их. Лазаря же Сам Христос называет Своим другом.
Незадолго до праздника Пасхи, последнего в земной жизни Спасителя, Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Иисус сказал бывшим радом с Ним: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Христос через несколько дней отправился в Вифанию, сказав своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер». Марфа первая встретила Иисуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой». Вскоре пришла Мария и друзья умершего, и пала она к ногам Иисуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их горе, Христос восскорбел в сердце Своём и заплакал об умершем друге и о горе, постигшем его сестер. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон!». И умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было обвязано платом. Многие из иудеев, увидев это чудо, уверовали в Иисуса Христа (ср. Ин. 11:1-45).
Этот евангельский эпизод так много говорит об очень важном в отношениях Бога и человека. Господь всерьёз сопереживает и горюет вместе с Марфой и Марией. Иисус не стесняется Своих слёз, которые видят и ближайшие ученики, и совсем неизвестные Ему люди. Да, земная смерть - не конец, но она - подлинное горе, особенно для остающихся на земле, и Господь разделяет это горе. Он не преуменьшает, не обесценивает его. Смерть действительно – последний враг, по слову апостола Павла, и смерть изначально не должна была вторгаться в жизнь человека, как творения Божьего, которое «хорошо весьма». Но через грех человека смерть вошла в мир, и Христос побеждает ее на Кресте и даёт знамение окончательной победы над ней, воскрешая Своего друга Лазаря.
Престол крестильного храма освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Церковь совершает четырнадцатого октября по новому стилю (первого октября по старому стилю).
Уже более 850 лет Русская Церковь отмечает праздник Покрова. Он был установлен практически одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу в связи с победой, одержанной святым благоверным князем Андреем Боголюбским (1157-1174) над волжскими булгарами и со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время битвы.
История же возникновения праздника Покрова уходит еще дальше в глубь веков. Есть разные датировки чудесного события, давшего начало почитанию Покрова, основная же версия на сегодняшний день – 910 год. Константинополь, столица византийского императора Льва VI Философа, был осаждён вражеской армией. И, вполне возможно, что эту армию составляли славяне и викинги, ведомые конунгом Олегом Вещим. Основным убежищем мирных горожан стал знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, привезенная из Святой земли, и где жители молились об избавлении от рук язычников. В храме был и несший подвиг юродства святой Андрей, со своим учеником Епифанием. В какой-то момент Андрей увидел, как Сама Дева Мария, Пресвятая Богородица, сопровождаемая многими святыми, среди которых были Иоанн Креститель, апостолы Иаков и Иоанн, «сыны громовы», коленопреклоненно молится перед Господом о спасении жителей Константинополя. После чего Дева Мария подошла к Престолу и еще раз помолившись, сняла со Своей головы покрывало и простерла его над молившимися в знак защиты. Покров в руках Богородицы сиял «паче лучей солнечных». Тогда святой Андрей спросил своего ученика: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюсь", – ответил Епифаний. Так Пресвятая Дева спасла невинных жителей великой христианской столицы от разорения и гибели.
Характерно и крайне важно, что этот один из самых почитаемых в православном народе праздник «перешагнул» национальные перегородки и стал одним из самых любимых на Руси, от чьих воинов когда-то и защитила Пресвятая Дева молившихся византийских христиан. Сегодня этот праздник есть в календаре и Русской Православной Церкви, и греческой. Мы вместе празднуем Покров, как день, утверждающий нас в вере и непреложном знании о заступничестве Божией Матери, Её милости и неотступном внимании к нашим бедам и тревогам.