Христос Воскресе!
Можем ли мы представить себе мир, в котором не воскресал Христос? Думаю, только отчасти. Учение его претворилось бы в какие-то принципы законности, интерпретируемые в зависимости от сиюминутных задач, людьми к ним обращающимися. Чудеса стали бы частью человеческой мифологии и соседствовали с подвигами Геракла, историями о лабиринте минотавра и былинами о соловье-разбойнике. Вряд ли бы кто и запомнил имена Его учеников, Его благословенной матери, что говорить о таких «скромных» фигурах как покаявшийся Разбойник, тайный собеседник Никодим и щедрый Иосиф Аримафейский. Иногда кажется, будто именно в таком мире мы и живем.
Однажды мрачный философ Ницше произнес: «Бог умер». Он сказал это о современном ему общественном сознании: где храм не больше чем культурный объект, священник – очередной шаман, а заповеди – средство порабощения слабых, для торжества сверхлюдей, а по сути самозванцев, возомнивших себя настоящими богами и героями. «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?», ‒ писал юродивый немец, не отрицая воскресения, но горько плача о разложении человеческого духа, которое «начинает уже бросать свои первые тени».
Я думаю, что мы сами знаем, что такое привыкание к святыне, ее «профанация». Как часто эйфория от встречи с Богом, словно зерно в притче о сеятеле, удушается тернием, страшными сорняками «насущных проблем». Святой Симеон Новый Богослов сравнивал Бога с ярким солнцем, которое озаряет нас с ног до головы, а затем уходит от нашего взора, ожидая, когда мы сами начнем искать Его. «Чувственный свет освещает только чувственные очи и дает видеть только чувственное, но никак не умственное. Поэтому все, кто видит только чувственное, слепы умственными очами сердца. А умственные очи умного сердца должны освещаться умным светом». Но многие ли из нас встанут и пойдут искать свет, едва первые сумерки окутают их душу? Нередко, живя в страхе оказаться в безбожном царстве мертвых, мы не замечаем, как уже оказываемся в нем, став светскими, а по сути, ‒ холодными и погасшими светильниками.
В нашей жизни, как и во всей истории человечества, были и будут моменты, когда кажется, что все доброе и благое, воспетое апостолами и святыми, теряет свою ценность, и сама жизнь катится в тартарары. Но рано или поздно, всегда эта тьма трусливо бежала и будет бежать прочь от светоносного Сына Божия, «распятого за ны, и воскресшего в третий день».
И дело не в каком-то наивном идеализме, или слепой вере кучки религиозных фанатиков, верящих что «все будет хорошо, все наладится». Такая надежда недолговечна и уходит с первым морозным ветром.
Только воскресший Христос, идущий к нам навстречу, простивший нам грехи, и умерший ради нашего спасения вновь и вновь вытаскивает нас из холодной воды уныния и отчаяния. Только воскресший Христос уже почти две тысячи лет определяет наше сознание, призывая каждого из нас идти за ним, презрев свои страхи и гнусь. Тьма, боль, отчаяние всегда отступают и не раз отступят не из-за фанатичной веры, что нас спасут, а потому что мы спасены действительно и нерасторжимо Сыном Божьим. И как замечательно говорит апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19-20).
Да осветится вселенная торжеством подлинной правды, и каждое сердце взволнованное и ищущее, нашим радостным пением, которое никогда не закончится: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».
Ибо больше нет мира без воскресшего Христа, без победы вечного над любым временным, подлинного над лживым. Победы Бога над всем, что мы натворили, пока искали Его.
Воистину Воскресе Христос!
Автор текста: отв. по миссии и катехизации храма Алексей Коротунов