17 июля Русская Православная Церковь почитает память святых царственных страстотерпцев императора Николая, его супруги Александры и детей Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и Алексия.
Убитая большевиками в ночь с 16 на 17 июля 1918 г., семья последнего русского царя была канонизирована уже после крушения коммунистического режима в 2000 г. И эта канонизация стала серьезным камнем преткновения для многих людей, прежде всего историков. Многие деяния, которые совершил Николай II во время своего правления не соответствовали высокому чину святости. Велись длительные дискуссии.
Однако мудрость Церкви проявилась в прославлении семьи Романовых в чине страстотерпцев. Так в христианстве называют тех, кто претерпел не столько за веру во Христа, сколько за верность Его заповедям. Именно глубокая и проникновенная христианская жизнь под арестом семьи императора стала поводом для педагогической цели канонизации.
Церковь оценила Николая II не как политика, не как наделенного высочайшим статусом чинов-ника, а как человека. Собственно так Бог видит нас: испуганных и спрятавшихся подобно Адаму среди деревьев, смущенных наготой своей души.
Один мудрец сказал, что мы должны жить так, будто живем с Богом на крохотной планете, где кроме нас и Его больше никого нет. Ведь именно общество привыкло возвышать или изобличать человека, определять меру его достоинства для вечного блага или вечной муки. В мире, в котором Бога нет, каждый берет на себя Его полномочия Судии.
Несмотря на все внешние обстоятельства, духовный путь семьи Романовых пронизан главной добродетелью, которую заповедовал Христос: любовью. Отношение друг к другу, к Отечеству, даже к врагам совсем не такое, как мы привыкли видеть у многих начальствующих.
Я учился и жил два года в гимназии-пансионе. Один из принципов воспитательной работы там заключался в назначении ответственных по самым незамысловатым видам деятельности. Из полусотни учащихся набирались старосты классов, старшие по этажу, крылу, комнате. Также назначали ответственных за уборку в столовой и иконописной мастерской, за распределение читающих утренние и вечерние молитвы, за проверку и организацию выполнения домашнего задания, за работоспособность компьютеров и наличие чистых тряпок и т.п. Были даже ответственные за провода, соединяющие телевизор и видеомагнитофон, а также за чистоту туфель, в которых мы ходили на улицу. Так мы учились отвечать за участок своей жизнедеятельности, а постепенно и за каждого из нас. Многие перегибали палку и становились суровыми крикунами, доводившими свое руководство до абсурда. После окончания гимназии мне долго слышалось ежедневное величавое требование ответственного за обувь: «Ставим ботиночки ровненько!».
Искушение властью самое страшное искушение, которое может пережить христианин. Власть часто обезличивает ее носителя, в глазах подчиненных делая его суровым «шефом», «боссом». Но Государь Неба, наш милосердный Господь, как раз не таков: при своей безграничности как Отца и Властителя Вселенной, бесконечна и Его любовь. Любовь, которая идет на смерть, и которая даже после Распятия – «никогда не перестает» (1 Кор.13:8).
И хоть в земной жизни члены семьи царственных страстотерпцев зримых плодов этой любви не увидели, будучи предательски расстрелянными, но каждый из нас может найти утешение в их святости, помня, что настоящий подвиг – это ежедневная решимость движения к любви, как источнику благодати и родства с Богом, с ближним. К любви, которая, помимо прочего, «покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8).
автор текста Алексей Коротунов