Через пятьдесят дней после Пасхи Церковь вспоминает еще одно важное событие в своей истории: День, когда на учеников Иисуса Христа сошел Святой Дух, Третье Лицо Святой Троицы. Именно Его Христос называет Утешителем, тем, Кто придет в мир сей после Него.
После Сошествия Святого Духа ученики становятся апостолами. Вместо пугливых простолюдинов, свидетелей чудес и слов Спасителя, перед нами предстает образ посланников Бога, твердых и непоколебимых, свидетельствующих о Христе.
После этого праздника в Церкви начинается т.н. апостольский, Петров пост. Церковь объясняет его происхождение повторением подвига самих апостолов, которые перед тем, как выйти со своим свидетельством к иудеям или язычником, долгое время проводили в воздержании, молитве, внутренней сосредоточенности, освещая своим подвигом вечную истину любви Бога к человеку.
Известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев однажды пошутил, что, доблестно подражая апостолам в деле воздержания во время поста, мы редко подражаем им в самой проповеди, после того как пост кончается.
Порой нам кажется, что история христианства это книжная, учебная литература, говорящая о ком-то другом: о святых, о героях, о людях другого посола. И очень часто мы забываем, что то, что толкает историю вперед, это не только благодать Божия, но и те, на кого она изливается. Другими словами, на каждого из нас.
Почему День святых апостолов Петра и Павла становится праздником окончания поста?
Почему в этот день, как и в любой другой, наши уста молчат?
Почему слыша слова апостола Павла «если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» (1 Кор. 9:16), мы охотнее спишем их на вдохновение первоверховного, но никак не примем на свой личный христианский счет?
«От избытка сердца говорят уста», - учил Христос (Мф. 12:34). Так может потому и молчат уста христиан, что нет в сердцах их избытка? Не хочется брать на себя функции судьи, но верится, что христиане живут верой не в правила и традиции, а в радость обретения спасения, данного нам очень дорогой ценой.
И подобно радости о хорошей отметке, о долгожданном выздоровлении, о доброй покупке, радостью, что Христос воскрес и победил смерть будет делиться каждый, наполнивший сердце свое этой благой вестью.
Может это и символично, что к великому празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла, прокидывается мостик именно со дня схождения Святого Духа? Ведь именно открытое сердце, неравнодушие к себе и людям вокруг, превратило гонителя христиан Савла в самого плодовитого автора Нового завета апостола Павла.
Жизнь Святого Духа в христианской Церкви не делает людей особенными, повышая их IQ и «прокачивая» их ораторские способности. Жизнь Святого Духа наполняет стадо Христово, той радостью, которую невозможно отнять (ср. Ин.16:22), и которой нельзя не делиться.
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:23).
Пора угостить этими плодами домашних, соседей, коллег.
Иначе горе не апостолу Павлу. Горе нам.
автор текста Алексей Коротунов