На наших подготовительных беседах к Таинству Крещения я всегда спрашиваю слушателей о том, зачем эти беседы нужны. Уже больше четырех лет я задаю этот вопрос, и слышу разные ответы: глубокие и поверхностные, курьезные и искренние. Их много, они различны, и я понимаю, что с моей стороны странно ожидать от людей, только недавно заглянувших в храм, какие-либо научно-богословские рассуждения, согласные с учебниками христианской догматики. На протяжении наших встреч мы дружно преодолеваем тернии и приближаемся к Истине.
Часто я слышу ответ: «Мы русские – значит православные». Он очень расстраивает меня не только потому, что такой подход синонимичен «мы саудиты – значит мусульмане», «мы советские люди – значит состоим в партии» и т. п. Он очень трагичен, потому что в нем совсем нет места ни Богу, ни жизни с Ним.
Православное христианство, хранителем которого с течением истории стал наш народ — это никак не официальная религия, приверженность которой национально идентифицирует нас на планете Земля в географических границах определенного государства. Христианство — это осознание конечности быта и бесконечности бытия. А у бытия, в отличие от быта, нет не только национальности, но и каких-либо границ.
С большой болью приходится осознавать, что спустя почти 30 лет как рухнула безбожная идеологическая система, наш человек живет не во Христе и не со Христом, а в каком-то своем христианстве, в котором находится место и посту, и молитве, и радости с печалью, но не Богу.
Христианство всегда определяло себя не как попытку объяснения сверхъестественных процессов, а как исповедание поистине революционных событий для каждого человека. Распятый и воскресший Христос не был учителем морали («хорошо быть хорошим, а плохим быть плохо»), погибшим за свои убеждения. Иисус Христос – Сын Божий, уничтоживший смертью смерть и открывший каждому из нас путь к воссоединению с Богом. А вернуться к Богу можно из любой географической точки, и с любого момента в своей биографии, как нам ясно показывают жития святых.
История Церкви наполнена огромным количеством событий, когда, казалось, что ей наступает конец. В Ветхом Завете мы видим, как иудейский народ, считая себя богоизбранным, постоянно сбегал к золотым тельцам. Так и христианский народ не всегда жил в соответствии с тем, чему был научен Творцом Неба и Земли.
Об этом я дерзаю рассуждать хотя бы потому, что и за собой знаю частое желание превратить Бога в эдакие карманные часы: приятный элемент имиджа, послушный своевременному заводу. Главная беда человечества: поиск легких решений и легких ответов. Гораздо легче получить кофе из автомата, нежели кружить по кухне с туркой. Легче создать себе кумира, который всегда убедит тебя в правоте, чем предстать перед Богом распятым и воскресшим.
В своих дневниках протопресвитер Александр Шмеман с тоской отмечал свое неумение «решать» проблемы приходящих на исповедь. В вольном пересказе слова отца Александра звучат примерно так: «Я с детства считал, что христианство не решает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет». К сожалению, земной человек очень редко может решиться отвергнуть себя, взять свой крест и пойти за Христом. Хотя это именно то, чего от нас ждет Бог, который «отрет всякую слезу с очей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
На одном популярном сайте вопросов и ответов несколько лет назад любопытствующим был задан вопрос: «Что бы изменилось в мире, если бы Иисус Христос не пришел?». Да, христианство не мыслит в сослагательном наклонении, но мне кажется, ответ на этот вопрос есть. Внешне ничего бы не изменилось: как мир ждал Мессию, так и мы ждем Его Второе Пришествие.
Только если иудеи не знали точно, кто к ним придет, нам было сказано: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что́ делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все».
Пора следовать за Христом. В добрый путь!
автор текста Алексей Коротунов