На этой неделе православные христиане праздновали память святого евангелиста и апостола Иоанна Богослова. Христианство славно тем, что на каждый день в течение года, приходится с десяток и более святых, которых прославляет Церковь. Святых, которым усердно молимся о заступничестве перед Богом.
Каждый христианин, читая жития святых, «примеряет» на себя их подвиг: может ли он что-то повторить. И очень важно помнить, что святость — это не сверхъестественная сила, доверенная избранным. Мы знаем случаи, когда святыми становились за мгновение до смерти. Например, сороковой севастийский мученик: простой солдат бросился в ледяную воду, в которой уже погибали христиане, исповедал Христа и погиб сам, приняв небесный венец.
Порыв, движение души, абсолютное презрение к инстинкту самосохранения. Подобно подвигу Матросова, подвиг святости — это не суицидальная наклонность, психическое расстройство или стремление к саморазрушению. Подвиг — это Поступок, вытекающий из логики всей жизни человека. Это тот случай, когда человек не мог иначе – потому что в этом подвиге он и есть сам, в ядре всего своего существа.
Так апостол Петр, трижды отрекшийся от Христа, прощенный Им и служивший Ему всей жизнью, принял распятие иначе, чем его Учитель. Был распят вниз головой.
Другой же ученик – Иуда. Свидетель исцелений, воскрешений, претворения хлеба и вина в Тело и Кровь, за несчастную горсть монет предает на смерть Того, Кого ждал и он, и весь его народ, и все человечество…
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, чуждый томлениям богоизбранного народа, мечется между истерией толпы и собственной совестью, ищет лазейки в законодательстве, и все равно отправляет на смерть Невинного.
Апостол Павел, неистовый гонитель веры, едет в Дамаск и возвращается христианином. Ни разу в жизни не видев Христа, дословно воспроизводит эпизоды жизни Сына Божия, несет радость Евангелия по всему миру.
Самость человека, так глубоко скрытая от внешних, от самого себя проявляется в самые неожиданные моменты. Иоанн и Иаков носят прозвище, данное Христом, «воанергес» - сыны Грома. Вместе с Петром они на Фаворе и видят Преображение. В том же составе – в Гефсиманском саду, спят, несмотря на неоднократные просьбы Учителя бодрствовать и молиться...
До самого конца со Христом остается только апостол Иоанн Богослов. Он не ищет места у костра или дерева для повешения. Не прячется в Эмаусе. Вместе с Богоматерью Он стоит у Креста. Единственный из ближайших учеников - свидетель страшной казни, взаимно возлюбивший своего Учителя. Проявивший верность, уверенность и доверие, как слагаемые веры, и никогда от них не отступивший.
Апостол Иоанн Богослов часто именуется апостолом любви. Провозвестником главного чуда, дарованного Богом человеку, избранному творению. В истории христианства Он оставляет свой след как автор самого философского текста Евангелия, нескольких кратких, но ярких посланий, свидетель Божественного Откровения о последних временах, именуемых Апокалипсисом.
Если попытаться «примерить» жизнь святого евангелиста на себя, понимаешь свою слабость, свою невозможность быть таким в одиночку. Хотя всё, что сделал этот «юноша, которого возлюбил Иисус»: сохранил верность, уверенность и доверие Христу, и пронес это через всю свою долгую жизнь.
Какими бы житейскими бурями нас не прибивало к земле, как не страшно было бы в ленте новостей или в утреннем отражении зеркала, слова апостола Иоанна, должны согревать наши сердца. А они – превыше любых дней календаря, превыше страха, превыше боли, и даже, может, самой-самой самости, которую мы, может быть, пока не разглядели в себе.
«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:4-7).
И эту Правду никто и никогда не отнимет у нас.
автор текста Алексей Коротунов