В минувшую субботу, 19 января, мы отмечали праздник Крещения. В православной традиции двунадесятые, то есть особо важные после Пасхи, праздники, к которым относится и Крещение, отмечаются длительно, в течении недели. Это называется попразнство. Так что я вовсе не с опозданием поздравляю вас с праздником Богоявления! Вот рассказ о событиях, которые мы сейчас вспоминаем, отмечаем и проживаем вновь.
***************************************
Крещение Господне или Богоявление - событие, свидетелем которого стал Иоанн Предтеча и множество людей. Когда, как мы бы сейчас сказали, публично, было явлено мессианское предназначение Иисуса Христа.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Марка 1:9-11).
Люди приходили к Иоанну, откликнувшись на призыв: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3.2). Они заходили в воду, возможно, говорили о своих грехах Иоанну Крестителю. Омовение, которое следовало дальше, воспринималось больше, как ритуальное очищение от соделанного. После этого человек считался очищенным и «рожденным» в новую жизнь, в которой он не будет грешить.
«Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,- Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Евангелие от Луки гл. 3, 1-16)
То есть Иоанн Креститель, пророк, посланный Богом перед выходом на служение Мессии – Иисуса, проповедовал людям покаяние и крестил «в покаяние». Он говорил о том, что перед Богом не удастся оправдаться одним фактом своего рождения в избранном народе, «мы - сыны Авраама». Для Бога этот факт сам по себе - ничто, если человек живет неправдой. Покайтесь и живите праведно: делитесь с бедными, не клевещите, не берите лишнего с людей. Служите делу, к которому вы приставлены с честностью.
Эти слова пророком были сказаны более двух тысяч лет назад в других исторических реалиях, для другого народа, но они и сейчас не потеряли своей актуальности. Представление о том, что если человек крещен, то значит он уже спасен, увы, и сейчас не редкость. И вот к таким людям обращается Иоанн Креститель со страниц книги жизни - Евангелия: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». То есть Богу не важны ни принадлежность к особому сообществу, ни регалии, ни соблюдение обрядов. Только верой, подтвержденной делами, мы можем оправдаться!
Но возникает резонный вопрос: если Иисус Христос – Мессия, воплощенный Бог, второе Лицо Святой Троицы, Бог–Сын, то зачем Ему надо было креститься? Ведь на Нем нет греха, Ему не в чем было каяться!
Вот и Иоанну Крестителю тоже было непонятно:
«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Евангелие от Матфея 3:13-17).
То, что Христос крестился, придает крещению новый смысл. Этот смысл лучше всего прослеживается в самом русском слове «крещение». По-гречески крещение - «баптизо» означает «погружение», «омовение». В древнеславянском же языке «крещение» часто произносили как «хрещение» и связывали изначально со Христом и Его крестной смертью (возможно потому, что славянам не была свойственна практика ритуальных омовений и христианство к нам пришло уже с крещением во Христа). Получается, что после Христа Иоанново Крещение «дополняется», преображается Христовым и это то крещение, которым крещены мы с вами.
Какой же новый смысл придал Христос крещению?
Вспомним, что Крещение Христа ознаменовало Его выход на служение людям. Вероятно, так же как для современников Христа Иоанново крещение было смертью для греховной жизни и, через покаяние, рождением в жизнь новую, без греха, так и для Иисуса крещение было вступлением в новую жизнь. Но в Его случае это была жизнь мессианской проповеди, служения людям. Жизнь полная лишений, непонимания и злословия со стороны тех, кому Он пришел помочь. Жизнь, которая приведет ко Кресту…
Учитывая то, что Христос был и всецело человеком, вполне понятен Его немногословный, прекращающий любые расспросы и вероятно не лишенный скорби ответ: «оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».
************************************
Знаете, я думаю, что в православии бывают праздники радостные и грустные. Хотя, наверное, некоторые братья по вере со мной не согласятся и скажут, что все праздники радостные. Ведь Христос – Дверь, через которую верные Ему входят в Царствие Божие и нет большей радости, чем эта. Тем не менее, есть совершенно радостные дни, например, Пасха, а есть грустные, когда мы по-человечески скорбим, например, в дни памяти обретения главы Иоанна Предтечи или Собора новомучеников. Когда мы вспоминаем и прославляем Христовых мучеников, свидетельствовавших о Нем и своей жизнью, и своей смертью… Тех, кому, как и Самому Христу, часто нет места на земле.
Праздник Богоявления (а надо заметить, что в древности Рождество и Крещение были одним праздником Богоявлением и праздновались в один день) несет оттенок скорби. Христос встает на путь крестного служения ради нашего спасения, которое будет воспринято не многими. Чего стоил Ему этот путь, пройденный до конца, как человеку (имеющему свободу воли) и как Богу, – мы можем только догадываться…
С другой стороны, через Христа человечеству явился Бог в Троице. Сын Божий взял на Себя грехи всех людей. Нам открылся путь спасения через покаяние, крещение, изменение своей жизни. И по этому пути мы идем за Христом, полагаясь на Его помощь и любовь. Это и есть тот новый смысл Крещения Христова, осознать который мы призываем всех и поэтому проводим каждую субботу беседы на эту тему.
После крестной смерти и воскресения Христа, крещение – уже не очистительный обряд, а таинство, в котором участвует Сам Бог - Иисус Христос. Это важно понимать и помнить!
Радостно и воодушевляюще об этом говорит апостол Павел: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (послание к Галатам, гл. 3, 26-29).
автор текста Наталья Соснина