Хочется видеть в завтрашнем празднике именно единство в Боге. Когда абсолютно разные люди объединяются в храме, чтобы участвовать в литургии, смысл которой - таинство евхаристии, причастие. Оно дает нам общую надежду. Так же как когда-то, в далеком 16 веке, явление иконы Божьей матери девочке Матроне, после страшного пожара в русской слободе в Казани, вселило надежду во всех присутствовавших при том событии, так же оно вдохновляет читающих сегодня об этой истории и взирающих на образ, названный Казанским, в веках.
Алексей Коротунов, миссионер нашего храма и автор сегодняшней рассылки, тоже говорит об этом:
Известный московский священник отец Димитрий Смирнов однажды вспоминал, как приехал осенью в Татарстан. Из окна его места пребывания открывался вид на длинную проселочную дорогу, по которой весь день туда-сюда ездил молодой парень на мотоцикле. Каждый его заезд сопровождался характерным треском и клубами густого дыма, поэтому не обратить внимания на него было попросту невозможно. В очередной раз комната отца Димитрия содрогнулась от проезжающей повозки, и неравнодушный священник вышел на улицу. Он оста-новил парня и спросил его: зачем он ездит весь день туда-сюда? Ответ был кра-ток и прост: «Так Казанская же!».
Обычный провинциальный мотолюбитель, далекий от знаний в области иконографии Богородицы, знал только одно – что сегодня 4 ноября, а его зем-ляки празднуют нечто именуемое «Казанской». Для него было важно ощутить со-причастность к празднику, незнакомому, но значимому для его близких. Да, это был странный подход, сопряженный с тратой бензина и необходимостью поворачивать руль в одну сторону в конце дороги, но его желание было со-участ-вовать активно, что-то делать «от избытка сердца» (Мф.12:34).
Так, приходя в гости, на семейный праздник, мы стараемся угодить хозяйке – хотя бы помочь постелить скатерть, порезать салат. Принять активное со-участие ради единства с теми, к кому мы пришли. Наш человек любит праздники, состояние праздности, то есть освобождение от бытовых повседневных хлопот. Но даже в этот день он старается что-то сделать, соединить вокруг себя родных и близких. Выпить с ними бокал шампанского под бой курантов, или освятить куличи-яйца, или подарить букетик из красных гвоздик соседской бабушке. «Да будет все едино» (Ин.17:21) – сказал Иисус Христос и мы стремимся к этой заповеди, даже не зная о существовании ее и ее Автора.
День, в который русское народное ополчение выбило польских интервентов из сердца нашей Родины – Москвы, стал государственным праздником совсем недавно. Не хочется вдаваться в разделяющие дискуссии о том, вместо какого праздника его ввели в календарь, и точно ли была соблюдена датировка: об этом было немало споров. В конце концов, в силу юности этого праздника, совпадающего с днем почитания Казанской иконы Божьей Матери, у нас нет ни-каких народных традиций связанных с ним: нет ветеранов боевых действий, чтобы отдать им надлежащие почести, нет курантов и традиционного обра-щения Президента, нет даже масленичного чучела и пекущихся блинов.
Не повод ли это в этот внезапный выходной сделать его Днем Подлинного Единства? Ведь христианство говорит, что истинная со-причастность радо-сти, истинное со-участие в празднике – Таинство Святого Причастия. Великое Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Сына Божия Иисуса Христа. Того, Кто объединял вокруг Себя рыбаков и блудниц, сепаратистов и государ-ственных служащих, учителей Закона и беззаконников. Для того, чтобы, открыв свое сердце, они «имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10).
Христианство учит, что в Причастии мы становимся причастны не только Самому Богу, но и людям (прошлого, настоящего, будущего) и миру (земному и небесному), со-единенных этим великим Таинством. Апостол Павел однажды сказал: «наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Так может подлинная При-частность Христу, и вы-бьет из наших сердец всю дьявольскую интервенцию окружающего нас разоб-щенного, разделенного мира, так отчаянно тоскующего по Единству?