Закрыть окно ×
Закрыть панораму храма ×

Иконостас

Иконостас храма Всемилостивого Спаса – каменный c вставленными в него писанными иконами. Работы по камню выполнены Александром Лугачевым, Сергеем

Любимовым, Алексеем Новиковым и Дмитрием Лугачевым, а иконы написаны Александром Федотовым в 2013 – 2016 гг.

Праздник в честь Всемилостивого Спаса установлен в XII веке, задолго до появления высокого русского иконостаса. И каменный невысокий иконостас отсылает к этому времени, позволяет вспомнить невысокую алтарную преграду.

 

Внизу иконостас украшен резными монограммами Христа и символами евангелистов (иногда они изображаются на царских вратах, но поскольку в храме Всемилостивого Спаса на царских вратах изображено только ростовое изображение Благовещения, решено было изобразить символы евангелистов вокруг боковых дверей в алтарь, по одному с каждой стороны).

На самих диаконских вратах изображены: архидиакон Стефан - на южной двери, ведущей в диаконник, и благоразумный разбойник - на северной, ведущей в жертвенник. Справа от царских врат местная икона Христа Вседержителя, одновременно являющаяся и храмовой иконой, поскольку храм освящен в честь Всемилостивого Спаса. С темой милости связана и местная икона Богородицы, находящаяся слева от царских врат. В качестве образца была выбрана Милостивая (или Киккская) икона Божией Матери, написанная Симоном Ушаковым. Следующая пара икон – Иоанн Креститель справа и Илья пророк слева. Выбор этих икон не случаен: в греческой традиции икона Иоанна Крестителя, «большего из рожденных женами», как правило находится в местом ряду иконостаса рядом с иконой Христа. В русском традиции это место обычно занимает храмовая икона, но так как в храме Всемилостивого Спаса икона Христа – одновременно и храмовая, расположить рядом с ней икону Предтечи показалось уместным. Иоанн предтеча пришел в духе и силе Илии, а Илья пророк станет предтечей второго пришествия Христа так же, как Иоанн был предтечей первого пришествия, поэтому икона Илии естественно стала парой иконе Иоанна Крестителя. В отличие от других икон местного ряда, иконы Иоанна Предтечи и пророка Илии – не поясные, а ростовые сложные композиции «Иоанн Предтеча ангел пустыни» и «Илия пророк в пустыне». Дальше в местном ряду святые идут парами по чинам: святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский, мученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Икона Серафима Саровского в иконостасе списана с иконы преподобного Серафима, подаренной храму Всемилостивого Спаса к первой литургии во временном деревянном храме.

Над местным рядом иконостаса располагается ряд, одновременно являющийся деисусным и праздничным. Над царскими вратами находится каменный резной Деисис: Христос, Богородица и Иоанн Предтеча. Над диаконскими вратами эта композиция продолжается: над северными вратами расположены резные изображения вполоборота архангела Михаила, апостола Петра и святителя Василия Великого; над южными – архангела Гавриила, апостола Павла и святителя Иоанна Златоуста. Обязательный набор святых дополнен Иоанном Златоустом и Василием Великим как авторами православной литургии, главного события, совершающегося в храме.

По сторонам от этих трех групп резных фигур находятся писанные иконы праздников. Слева от царских врат расположены иконы Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения и Воскрешения Лазаря. Справа – иконы Входа в Иерусалим, Положения во гроб, Явления ангела женам-мироносицам, Вознесения, Сошествия Святого Духа, Успения, Воздвижения Креста и Покрова.

Центральное место в праздничном ряду занимают иконы Воскрешения Лазаря и Входа в Иерусалим. Эти события образуют единый двудневный праздник, который отмечается в храме как престольный. В честь Воскрешения Лазаря освящен приставной престол храма Всемилостивого Спаса, на этом престоле по воскресеньям совершается ранняя литургия.

В праздничном ряду шестнадцать икон. Двенадцать икон двунадесятых праздников дополнены иконами двух престольных праздников – Воскрешения Лазаря и Покрова Пресвятой Богородицы, и иконами Пасхи крестной и Пасхи воскресения. Так как в храме уже были изображения распятия и воскресения как сошествия Христа во ад, тема креста представлена в праздничном ряду иконой положения во гроб, а тема воскресения – иконой явления ангела женам-мироносицам.

Иконостас продолжают две большие иконы, располагающиеся на прилегающих стенах и являющиеся его продолжением. Обе написаны Анной Куртик. Слева находится икона Воскрешения Лазаря, одного из престольных праздников храма. Под этой иконой находится ковчег с частицей мощей праведного Лазаря Четверодневного, друга Божия. Эта частица мощей была привезена с Кипра и подарена храму во время освящения закладного камня Святейшим Патриархом Кириллом накануне Лазаревой Субботы в 2012 году. В следующей 2013 году в Лазареву субботу в храме было архиерейское богослужение, и архиепископ Егорьевский Марк освятил кресты, которые были подняты на купола храма. А позднее этот день стал и престольным праздником.

Справа от иконостаса находится икона Ангела-Хранителя престола храма Всемилостивого Спаса. Ангел изображен стоящим рядом с храмом Всемилостивого Спаса в Митине. Рядом с храмом изображен временный деревянный Покровский храм и район Митино. Также на иконе изображены святые места, являющиеся ориентирами для храма. Это святой город Иерусалим, святая гора Афон, святыни града Москвы, а также храм в деревне Дуброво, где служил протоиерей Александр Геронимус, отец настоятеля храма иерея Григория.